Проблемы можно решать

Цель: развитие способностей рассматривать проблемную ситуацию как задачу с последующим построением деятельности, направленной на ее решение.

План

1. Приветствие. Упражнение «Дождик».

2. Ознакомление с новой информацией.

- Понятие проблемы.

- Проблема, похожая на мозаику.

3. Отработка навыков. Упражнение «Новый год в джунглях Амазонки».

4. Заключительный круг «Важное».

5. Прощание.

Ход занятия 1.

Приветствие. Упражнение «Дождик».

Инструкция: Все сидят в кругу. Тот, кому ведущий посмотрит в глаза, начинает за ним движение и делает его до тех пор, пока ведущий снова не посмотрит на него. Первый круг потирание ладоней. Второй -хлопки по груди. Третий - хлопки по коленям. Четвертый - топотушки ногами. Упражнение выполняется молча. Заметки для ведущего: Важно молчать, слушать производимый звуковой эффект, очень похожий на

звук дождя.

2. Ознакомление с новой информацией.

Ведущий говорит, что в жизни каждого из нас очень много проблем. Одни люди активно управляют ими, пытаясь их разрешить, а другие, боясь трудностей, стремятся от них уйти, убежать. И наркотики для некоторых людей - один из способов избежания проблем, уходя от них необходимо помнить, что наркотики проблем не решают, они создают новые, более серьезные и сложные. Поэтому чрезвычайно важно научиться рассматривать проблемную ситуацию как задачу, предполагающую поиск, нахождения и реализацию решения этой

проблемы.

Что такое проблема? Почему проблему лучше решать сообща? Для совместного решения необходимо помнить: нужно слушать, понимать друг друга, уметь договариваться, уступать, разумно

распределять роли в группе.

Существуют проблемы, похожие на мозаику. Они состоят из нескольких частей. Проблема решается, когда решается каждая ее часть. 3. Отработка навыков. Игра «Новый год в джунглях Амазонки».

Инструкция: Представьте себе, что вашему классу выпала необыкновенная удача. Знаменитые исследователи амазонских джунглей пригласили вас встретить Новый год в одном малоисследованном районе бассейна реки Амазонки. Участники экспедиции ждут вас, надеются, что вы разработаете маршрут и программу Новогоднего вечера и отправитесь на встречу с ними. Что сделать, чтобы отправиться в путь? Ведущий вместе с детьми ставит задачи:

< Собраться в дорогу (ничего не забыть).

< Разработать маршрут движения, место встречи.

< Составить программу праздника. Для этого нужно разбиться на 3 группы и каждый проработать

одну из частей проблемы. Каждая группа получает материал для работы. Группа «Собираемся в дорогу» получит лист - памятку, группа «Разрабатываем маршрут» получит карту джунглей, группа «Готовим праздник» разработает на листе программу встречи Нового года. Дается время 15 минут. После этого каждая группа представляет свой проект. Представители групп задают вопросы, вносят дополнения.

4. Заключительный круг «Важное».

5. Прощание. Выходят из класса по очереди. Встает первый участник, делает несколько шагов к двери, за ним отправляется другой, стараясь копировать все движения первого, добавляя свою деталь. За ним следует третий, копирует движения второго, добавляя свою деталь и тому подобное.

Занятие 11 Проблемы можно решать

Цель: развитие способностей учащихся исследовать и решать проблему данного вида.

План

1. Приветствие. Упражнение «Групповое приветствие».

2. Беседа «Проблемы, похожие на снежинку».

3. Отработка навыков. Упражнение «Кабинет нашего класса»

4. Прощание. Упражнение «До следующей встречи!».

Ход занятия

1. Приветствие.

Упражнение «Групповое приветствие».

Инструкция: Начнем сегодняшний день с того, что разобьемся на четыре малые группы по принципу: зима, весна, лето, осень. Задача каждой группы - придумать приветствие и при помощи мимики и жестов показать другим группам.

Анализ: Насколько вам понравилось упражнение?

- Как ваша группа справилась с заданием?

- Кто из группы предложил идею приветствия?

- Что вы чувствовали, когда приветствовали друг друга особым образом?

2. Беседа «Проблемы, похожие на снежинку».

Ведущий демонстрирует рисунок снежинки и говорит, что проблема, похожая на снежинку, имеет несколько вариантов решения. Необходимо исследовать все возможные варианты и выбрать наилучший.

3. Упражнение «Кабинет нашего класса».

Материал: листы формата АЗ, план кабинета, маркеры, цветные мелки, жетоны.

Инструкция: Представьте, что вам предоставлена возможность переоборудовать кабинет своего класса, так, как вам этого хочется исходя из возможностей современного мира. В проекте кабинета должно быть выделено несколько зон: учебная зона, зона отдыха, зона для хранения вещей и учебных материалов, В созданном кабинете должно найтись место для всех учителей, мальчиков, девочек, общительных и замкнутых, веселых и способных. Класс разбиваем на группы, которые получают лист формата АЗ, на котором обозначены стены класса, окна, двери. На создание проекта 15-20 минут. Представители будут защищать проект. Участники других групп могут задавать вопросы, но только никаких одиночных компонентов. После презентации - голосование, выбор лучшего проекта. Каждый учащейся получает два жетона.

Проектные листы кладут на ковер. Дети по очереди подходят к ковру и кладут жетоны на понравившейся им проект. Побеждает проект, получивший наибольшее число жетонов.

4. Упражнение «До следующей встречи».

Материал: мягкая игрушка «Солнышко».

Инструкция: У меня в руках чудесное солнышко. Оно изучает свет, тепло, радость, счастье сегодняшнего дня. Вы будете передавать друг другу это волшебное солнышко, и делиться впечатлениями дня, дарить свои пожелания участникам группы.

Пора прощаться, но мы расстаемся с надеждой на следующую

встречу.

Анализ: Что вам дало сегодняшнее занятие?

Что нового узнали?

Что будете использовать в дальнейшей жизни?

5. Прощание.

Занятие 12 Наркотики. Причины и последствия употребления наркотиков

Цель: формирование у подростка отрицательного отношения к

любому наркотику.

План

1. Приветствие. Упражнение «Пирамида».

2. Выявление знаний учащихся.

3. Ознакомление учащихся с новой информацией.

4. Отработка навыков. Упражнение «Адвокаты, обвинители и

судьи».

5. Заключительный круг «Важное»,

6. Прощание. Ход занятия

1. Приветствие. Упражнение «Пирамида».

Ведущий выбирает одного человека, который выходит на

середину комнаты и приглашает к себе двух других. Те двое выбирают

каждый по два игрока и так далее. Таким образом, каждый из

приглашаемых, должен пригласить к себе по два человека. Игра

заканчивается, когда не остается никого, кто еще сидит на своем месте.

Ведущий сообщает, что на занятии разговор пойдет о

психоактивных веществах (наркотиках) ПАВ - это химические

соединения, которые действуют разрушающе, изменяют психическое

состояние человека (наркотики, алкоголь, табак, токсические вещества).

2. Выявление знаний участников. В ходе беседы выявить и кратко записать на доске имеющиеся у

детей сведения о наркотиках.

3. Ознакомление учащихся с новой информацией.

Ведущий: - Что такое наркотики, наркомания.

Наркотики - это химические вещества растительного или синтетического происхождения, способные вызвать изменение психического состояния, систематическое применение которых приводит к зависимости.

Наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического или психотропного вещества.

Почему человек начинает употреблять наркотики?

1. Выявление мнений учащихся, запись их высказываний на доске.

2. К употреблению наркотиков чаще всего подталкивают три основные причины:

- за компанию,

- из-за личной проблемы и из любопытства,

- воздействие и давление наркобизнеса. Факторы риска:

< наследственная предрасположенность;

< психические расстройства (депрессии, неустойчивый характер);

< конфликтные отношения в семье;

3. незанятость (хочет удовольствия, если не реальных, то хотя

бы иллюзорных, искусственных).

В чем опасность и каковы последствия употребления наркотиков.

1. Употребление наркотиков приводит к тому, что без наркотиков жить человек уже не может, формируется зависимость.

2. Чтобы получить «кайф», наркоман постепенно увеличивает дозу и так может умереть от передозировки.

3. Если нет наркотика, наступает «ломка» (абстиненция), сильные мучения. Абстиненция сопровождается сердечно-сосудистыми и вегетативными изменениями, дискомфортом, мучительным самочувствием, тошнотой, сердцебиением, депрессией, тревогой, страхом, сильными болевыми ощущениями в мышцах и позвоночнике.

4. Наркоман теряет контроль над собой, звереет, лишь бы достать дозу может совершить все, что угодно: украсть, ограбить, убить.

5. Ухудшается здоровье, потому что наркотики разрушают нервную систему, печень, почки. У наркоманов нарушается память, мышление, внимание, работоспособность.

6. Наркоманы рано умирают (живут 7-10 лет после того, как начали принимать наркотики).

7. Могут заразиться СПИДом (колются одним шприцом).

8. Наркомана могут посадить в тюрьму Употребление, изготовление, хранение, распространение наркотических средств рассматривается как преступление уголовно наказуемое. Ради дозы наркоман может убить, сильного заставляет слабого на него работать.

9, Наркоман становится безучастным ко всему, кроме наркотиков, деградирует. Он теряет способность учиться, работать, жить среди нормальных людей, он выпадает из социума. Общение ограничивается кругом себе подобных. Наркоманы уходят от нормального общения. Могут уносить из дома вещи, деньги, избивать родителей.

10. Наркоман приносит страдания близки.

11. Наркомания - тяжелая и трудно поддающаяся лечению болезнь. Вряд ли можно говорит о ее полном излечении. Однако лечить болезнь и бороться с ней никогда не поздно. Но лучше всего никогда не пробовать наркотики и не употреблять их. Любой эксперимент с наркотиками всегда опасен, а последствия страшны.

4. Отработка навыков.

1. Упражнение «Адвокаты, обвинители и судьи».

Участники делятся на 3 группы: «Адвокаты наркотиков», «обвинители наркотиков» и «судьи»? Доска делиться на две части («+» и «-» наркотиков). В ходе судебного процесса каждая группа в соответствии со своей ролью высказывается о наркотиках, судьи подводят итог (по ходу игры ведутся записи на доске «+» и «-»).

2. Предложить детям описать свои действия в следующих ситуациях: «Ты попал в компанию курящих ребят», «Ты оказался на дне рождении в незнакомой компании ребят, начинающие употреблять наркотики» (использовать навыки отказа).

5. Заключительный круг «Важное». Участники высказывают свои впечатления, мнение, выводы.

6. Прощание.

Занятие 13

Особенности поведения и черты личности тех, кто употребляет наркотики

Цель: формирование навыков безопасного поведения (противостояния контактам с употребляющими наркотики).

План ^1. Приветствие. Упражнение «Прыжки».

2. Выявление знаний участников.

3. Ознакомление с новой информацией.

- Особенности одежды и внешности наркомана.

- Особенности поведения наркомана.

- Приемы для вовлечения в наркоманию.

4. Отработка навыков (противостояние давлению).

5. Заключительный круг «Важное».

6. Прощание.

Ход занятия

1. Приветствие. Упражнение «Прыжки». Ведущий считает, и на каждый счет участники должны

прыгнуть, повернувшись при этом на 90е. Выполнять задания надо молча Задача - всем повернуться лицом в одну сторону и постараться сделать это как можно быстрее.

2. Выявление знаний участников.

Методом «мозгового штурма» учащиеся создают портрет наркомана (называют признаки человека, больного наркоманией). Ведущий записывает эти признаки.

3. Ознакомление с новой информацией.

Признаки употребления наркотиков.

Неопрятный внешний вид.

Одежда только с длинными рукавами (если колется).

Следы инъекций, то есть уколов.

Бледность или покраснение кожи.

Расширенные и суженные зрачки.

Покрасневшие или мутные глаза.

Несвязная, замедленная или ускоренная речь.

Неуверенная шатающаяся походка при отсутствии запаха алкоголя изо рта.

Потеря аппетита, похудение, а иногда - чрезмерное употребление пищи.

Хронический кашель.

Резкие скачки артериального давления.

Расстройство желудочно-кишечного тракта.»

Настроение меняется по непонятным причинам очень быстро и часто не соответствует ситуации: раздражительность в спокойной обстановке или, наоборот, добродушность в скандале.

Болезненная реакция на критику.

Человек становится изворотливым, уходит от ответа на прямые вопросы. Много лжет, путаясь подчас в своих собственных выдумках.

Появляются новые подозрительные друзья.

Разговоры с друзьями ведутся шепотом, непонятными фразами или в уединении.

Постоянный поиск денег. Провалы в памяти, неспособность мыслить логически. Быстрая утомляемость.

Приемы наркоманов для вовлечения в наркотизацию.

Ведущий рассказывает детям, как ищут знакомства наркоманы: через «третьих лиц», как стараются быть интересными, о чем любят расспрашивать (о родителях, об интересах).

Наркоторговцы, «затягивая в сети», продают наркотики по сверх низким ценам или дают вначале бесплатно, чтобы приобщить к ним как можно больше людей. Потом цена повышается и покупатель - «в сети». Могут насильно «посадить на иглу». И все это - с целью наживы и

подчинения себе.

4. Отработка навыков.

Ситуация 1. Компания ребят, где скорее всего, не находится наркоман, приглашает тебя к совместному времяпрепровождению. Твои

действия?

Ситуация 2. Ты случайно оказался на дне рождения у друга, где, по твоим сведениям, в числе приглашенных находится наркоман? Как себя вести? (Способы противостояния давлению, правильное принятие

решений - уйти домой).

Предложи несколько поводов для ухода из компании, где возможно предложение присоединиться к употреблению наркотиков.

5. Заключительный круг «Важное».

6. Прощание.

Занятие 14 Употребление табака

Цель: Формирование осознанного негативного отношения к

курению.

План

1. Приветствие. Упражнение «Передача пожеланий».

2. Выявление знаний учащихся.

3. Ознакомление с новой информацией.

- Табакокурение.

- Вред курения.

4. Отработка навыков (игры, упражнения).

5. Упражнение «Волшебный карандаш».

6. Прощание.

Ход занятия

1. Приветствие. Упражнение «Передача

пожеланий».

Дети в парах прикасаются друг к другу ладонями, при этом глаза закрыты. Стараются прикосновением передать свои чувства и пожелания. После чего каждый высказывает, что он почувствовал.

2. Выявление знаний учащихся.

В форме дискуссии выяснить, что известно о соотношении курящих и некурящих людей в обществе, о немедленных и отдаленных

последствиях курения, о том, как становятся курильщиками. Надо выписать в 2 колонки - причины, по которым одни люди курят, а не курят.

3. Ознакомление с новой информацией.

Табакокурение - одна из самых распространенных вредных привычек на замле, которая переросла в огромную проблему.

Развитие табачной промышленности экономически выгодно Табачная промышленность вкладывает огромные средства в рекламные акции, поэтому особенно подростком трудно устоять перед соблазном.

Рассмотрим химическое, вещество - никотин. Требуется 7-10 секунд от момента затяжки до начала воздействия на мозг. При этом сразу проявляются последствия курения - сердцебиение, неровное дыхание. Курение провоцирует различные болезни - злокачественные опухоли, сердечно - сосудистые заболевания, хронические заболевания легких, сосудов головного мозга. У курильщиков ухудшается память -появляется трудность запоминания.

Курение наносит непоправимый вред здоровью женщины и ее будущему потомству. До 40% детей, появившихся у курящих родителей, страдают теми или иными дефектами физического и психического развития.

Схема действия табака как наркотического вещества, следующая: сразу после приема возникает особое состояние - эйфория. В течение нескольких минут возникают приятные ощущения: расслабленность, прилив энергии, уверенность в себе. При частом употреблении у человека возникает болезненное стремление испытать его вновь, появляется навязчивое влечение к наркотическому веществу, психологическая зависимость. •

Зависимость от табака настолько сильна, что даже зная, что курение принесет смерть, человек не может бросить курить. Люди, находящиеся рядом с курящими, являются пассивными курильщиками -вдыхают большое количество дыма, наносящего вред здоровью. 4. Отработка навыков.

Класс делиться на 2 половины, в форме дискуссии обсуждается «Почему не курить - хорошо» и «Почему курить - плохо».

Игры:

Кто назовет больше марок сигарет. Побеждает и получает приз тот, кто назовет меньше марок сигарет (для подсчета нужны помощники). Подсчитывать, что можно курить на деньги расходуемые курильщиком на сигареты.

Упражнения:

«Первая сигарета»: один участник «предлагает сигарету, другой отказывается, находя убедительные

доводы.

«Младший» просит у «старшего» закурить, «старший должен найти удачный ответ (убедить не курить и в то же время не обидеть).

Упражнение «Волшебный карандаш». Инструкция: Участники сидят в кругу. Ведущий говорит, что у него есть волшебный карандаш. У кого он окажется в руках, должен рассказать о том, как ему сегодня работалось, что получилось, а что нет.

Анализ:

Что принес вам этот день?

Помог ли он сделать для себя какие - то выводы, что - то

осознать?

Ваши впечатления от сегодняшнего занятия.

6. Прощание.

Занятие 15 Алкоголь

Цель: выработка негативного отношения к употреблению

алкоголя.

План

1. Приветствие. Упражнение «Повторяй за мной».

2. Выявление знаний участников.

3. Ознакомление с новой информацией:

- Понятие алкоголь

- Влияние алкоголя на организм.

- Причины употребления и не употребления алкоголя.

4. Отработка навыков. Упражнение «Электрический

ток».

5. Заключительный круг «Важное».

6. Прощание. Ход занятия

1. Приветствие. Упражнение «Повтори за мной».

Цель: отвлечься от проблем, не относящихся к групповой работе, полностью переключиться на ситуацию «здесь и теперь».

Инструкция: Сядем полукругом. Сейчас каждый по очереди будет выходить в центр, поворачиваться лицом к группе, называть свое имя, здороваться со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Мы же вместе будем повторять имя и каждое предложенное

приветствие.

Анализ:

Как вы себя чувствуете?

Какое из приветствий вам особенно запомнилось и понравилось и почему?

2. Выявление знаний участников. Работа в группах по 4 человека, обсуждаются вопросы:

- положительное и отрицательное воздействие алкоголя на организм,

- причины пьянства.

3. Ознакомление с новой информацией.

Одной из вредных привычек является употребление спиртных напитков. В них содержится опасный для здоровья яд - алкоголь. Алкоголь легко всасывается в кровь и разносится по всему организму. Яд отравляет организм. Особенно реагирует на присутствие алкоголя сердце: алкоголь нарушает его работу, учащается сердцебиение, появляется одышка, развивается ожирение сердечной мышцы. Человек становится слабым, теряет работоспособность.

Алкоголь раздражает слизистые оболочки органов пищеварения. Это приводит к развитию гастрита, язв, рака желудка. Алкоголь нарушает работу печени, она перестает выполнять свою функцию.

Особенно быстро возникают эти нарушения у пьющих подростков, что приводит к истощению и отравлению организма, задержке роста и физического развития.

Причинами употребления алкоголя являются: стрессовые, медицинские, социальные обычаи.

Причинами неупотребления алкоголя является: не нравиться вкус, стыдно покупать, семейные традиции, спорт.

В форме дискуссии обсудить, действительно ли алкоголь помогает человеку выйти из трудной ситуации - бороться со стрессом расслабиться, - или совсем наоборот.

4. Отработка навыков.

Обсуждение проблемной ситуации: родители накрыли на стол и куда-то ушли. Кто-то принес бутылку вина. Вы знаете, что родители ничего не узнают. Двое ребят уже пробовали алкоголь, им понравилось. Двое еще не употребляли, но один из них очень хочет попробовать, другой относится к этому отрицательно. По итогам обсуждения решить вопрос, почему согласился один, а другой отказался.

Упражнение: Ситуация: твой друг влюбляется в девочку из соседнего класса. Она очень красивая, хорошо танцует, со вкусом одевается. Друзья посоветовали ему выпить для смелости, подойти познакомиться на дискотеке. Что бы ты ему посоветовал.

Упражнение «Электрический ток».

Инструкция: все садятся вкруг, берутся за руки. По часовой стрелки каждый передает рукопожатие, посланное тренером. Считается по секундам, за сколько «ток» вернется к тренеру.

5. Заключительный круг «Важное».

6. Прощание.

Занятие 16

Никогда не пробовать и не употреблять

психоактивные вещества - хорошо

Цель: формирование устойчивого убеждения, что не употреблять

ПАВ хорошо.

План

1. Приветствие. Упражнение «Рисование».

2. Выявление знаний участников

- «Мозговой штурм»

- Упражнение «Сопротивление»

- Ролевая игра

- Способы сопротивления давлению со стороны.

3. Отработка навыков. Упражнение в парах «Отработка навыков

отказа».

4. Заключительный круг «Важное».

5. Прощание.

Ход занятия

1. Приветствие.

Упражнение «Рисование». Участники разбиваются на пары, один пишет или рисует на спине своего напарника, другой отгадывает, и

наоборот.

2. Выявление знаний учащихся. Методом «Мозгового штурма» участникам предлагается

ответить на вопрос, что хорошего дает неупотребление ПАВ (наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ).

Упражнение «Сопротивление»

Учащимся нужно встать друг против друга на дистанции вытянутой руки. Поднять руки на уровне груди, прикоснуться друг к другу ладонями. Один надавливает, другой сопротивляется. И наоборот.

После упражнения обсудить, что чувствует человек, когда на него оказывают давление.

Ролевая игра: один отказывается от курения, а вся группа уговаривает. Обсудить, какие существуют методы группового давления, и что чувствует человек, который сопротивляется давлению.

Ведущий предлагает вспомнить методы группового давления (угрозы, уговоры, шантаж, лесть, обман, насмешки, подкуп, похвала, подчеркнутое внимание.

Ведущий предлагает вспомнить способы сопротивления давлению со стороны (уйти, убеждать, изменить тему разговора отказаться, приведя причину отказа, избегать ситуацию давления со стороны, просто сказать «нет»).

3. Отработка навыков. Упражнение в парах-отработка навыков отказа от ПАВ.

В заключении занятия ведущего обобщает и дополняет имеющуюся у учащихся информацию о том, почему хорошо не употреблять ПАВ.

4. Заключительный круг «Важное».

5. Прощание.

Занятие 17 Викторина веселых и находчивых

Цель: систематизировать, обобщить знания, умение, навыки учащихся по программе «Навыки жизни».

План

1. Приветствие. Упражнение «Совместное послание».

2. Приветствие и пожелание команд друг другу.

3. Соревнование в парах добровольцев по теме «Виды и формы общения».

4. Соревнование в парах по теме «Умение слушать».

5. Соревнование в паре по теме «Сопротивление давления со стороны».

6. Соревнование в парах по теме «Умение сказать «нет»»

7. Соревнование «Стресс»

8. Соревнование - игра «Паутинка»

9. Соревнование по теме «Я особенный».

10. Соревнование в парах по теме «Поведение в конфликтной ситуации. Решение конфликта путем совместного принятия решения».

11. Аукцион идей, почему хорошо не употреблять наркотики и другие ПАВ.

12. Заключительное пожелание капитанов командам соперников.

13. Подведение итогов викторины.

14. Заключительный круг «Важное».

15. Прощание.

Ход викторины

< Приглашается жюри из учителей, родителей, учеников.

< Выбираются капитаны команд.

1. Приветствие.

Упражнение «Совместное послание». У каждого участника лист бумаги. На нем рисуется что-либо принятое для товарища, затем передается соседу. Так листы идут по кругу, пока первый лист не

вернется к первому участнику.

2. Приветствие и пожелание команд друг другу

(подготовка - 5 минут).

3. Соревнование в парах добровольцев по теме

«Виды и формы общения».

Участникам предлагается передать друг другу важную информацию невербальными способами. Один передает, другой старается понять смысли передаваемой информации.

4. Соревнование в парах по теме «Умение

слушать».

Участникам дается задание: один рассказывает, другой слушает, соблюдая правила полноценного слушания. Затем меняются ролями.

5. Соревнование в парах по теме «Сопротивление

давлению со стороны».

1) Командам дается задание вспомнить и написать на листах формулы, помогающие быстро и уверенно отказаться

от нежелательного действия.

2) Соревнование в парах. Предлагается ситуация: «Ты попал в компанию, где тебе предлагают попробовать

наркотик. Твои действия?»

6. Соревнование в парах по теме «Умение сказать «нет»». Ситуация: «Тебе предлагают покурить. Как отказаться?».

7. Соревнование «Стресс». Одному добровольцу из каждой команды сообщать якобы

случившуюся с ними очень неприятную новость.

Учащимся надо показать, затем рассказывать, как они боролись

со стрессом, о всех своих ощущениях.

8. Соревнование-игра «Паутинка»: кто быстрее

распутается.

Участники в группах по 5-6 человек становятся в круг, протягивают друг другу руки, каждый кистью зажимает кисть стоящего напротив или рядом товарища. Нельзя образовывать пары, все должны сцепиться вместе. Затем дается задание «распутаться», при этом, не отпуская и не перехватывая кисти руки. Должен образоваться круг играющих, которые, как в хороводе, стоят и держат друг друга за руки.

9. Соревнование в парах по теме «Я особенный».

Выбирается по одному человеку от каждой команды. Задание: рассказать о себе, о своих особенностях, качествах, возможностях. (Участникам деликатно, как бы вскользь напоминают, что надо рассказать о себе без хвастовства, отражая свои реальные возможности).

10. Соревнование в парах по теме «Поведение конфликте. Решение конфликта путем совместного принятия решения».

Задание: смоделировать конфликтную ситуацию, показать способы конструктивного поведения в конфликте, показать способы совместного принятия решения.

11. Аукцион идей, почему хорошо не употреблять наркотики и другие ПАВ.

Участникам команд выдаются листы ватмана, где они пишут почему хорошо не употреблять наркотики и другие ПАВ. После этого ватманы вывешиваются на доску, обсуждаются идеи всеми участниками, оцениваются жюри.

12. Заключительное пожелание капитанов команде соперников.

13. Подведение итогов викторины.

14. Заключительный круг «Важное». Все участники становятся в круг, высказывают по очереди, что было важного для них на занятиях, что понравилось, что не понравилось. Высказывают свои мысли и чувства по поводу проведенных занятий по программе «Навыки жизни».

15. Прощание.

Все участники становятся в круг, берутся за руки и говорят: «До свидания».